Консульский отдел Посольства России в Италии
Электронная почта:
consitalia@mid.ru
/Приём посетителей: понедельник-пятница 8:00-12:00
Запись на приём

О практике регистрации актов гражданского состояния в итальянских органах ЗАГС

Порядок регистрации актов гражданского состояния в Италии регламентируется положениями Гражданского кодекса Итальянской Республики от 16 марта 1942 г. и Указа Президента Итальянской Республики от 3 ноября 2000 г. № 396.

Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния возложены на отделы ЗАГС в муниципальных администрациях, консульские учреждения Италии за рубежом, а в предусмотренных законодательством отдельных случаях – также на командиров кораблей, воздушных судов, главных врачей, руководителей военных операций в зонах ведения боевых действий.

По закону руководителем и должностным лицом отдела ЗАГС является непосредственно мэр либо лицо, исполняющее его обязанности. Функции должностного лица отдела ЗАГС могут быть переданы мэром полностью или частично иным сотрудникам муниципалитета на неограниченный срок. Делегирование полномочий не лишает мэра статуса руководителя отдела ЗАГС и не препятствует ему регистрировать акты гражданского состояния лично. 

Действующее итальянское законодательство предусматривает составление актовых записей только в отношении вступления в итальянское гражданство, рождения, заключения брака (либо гражданского союза) и смерти, в которые при необходимости вносятся дополнения и исправления. При этом основополагающее значение имеет актовая запись о рождении, в которой в обязательном порядке указываются все последующие изменения гражданского состояния человека: сведения об усыновлении/удочерении, установлении опеки, о браке, разводе, изменении гражданства, смене пола и др. Характерно, что усыновление/удочерение, установление опеки, расторжение брака и перемена имени в качестве отдельных записей актов гражданского состояния не составляются – соответствующие сведения вносятся только в запись акта о рождении и в ряде случае – о браке.

Итальянская система ЗАГС включает в себя одновременное ведение реестров в бумажном и в электронном виде. Бумажные актовые записи составляются в двух экземплярах и хранятся в муниципалитете и в префектуре (территориальном отделе Правительства Италии, структурно входящем в систему органов МВД Италии). Цифровой учет данных ЗАГС предполагает внесение соответствующих данных в муниципальные компьютерные архивы и их последующую передачу в Национальный центр сбора цифровой информации в целях обеспечения сохранности этих данных на случай чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.

Наличие единого информационного архива освобождает граждан от обязанности представления свидетельств об актах гражданского состояния в итальянские государственные органы, которые имеют доступ к этим данным в режиме онлайн и при необходимости сами запрашивают недостающую информацию в муниципалитете по месту хранения актовой записи. В этой связи свидетельства о регистрации актов гражданского состояния выдаются только для представления за рубежом или в негосударственные учреждения на негербовой бумаге в виде различных форм выписок из акта гражданского состояния, а также удостоверенных полных копий записей актов гражданского состояния, хранящихся в муниципалитетах. Выдача каких-либо специальных бланков итальянским законодательством в этой связи не предусмотрена.

Иностранные граждане, проживающие в Италии на законных основаниях, могут обратиться в местный отдел ЗАГС в целях повторной регистрации актов гражданского состояния, которые были ранее составлены в отношении них полномочными органами иностранных государств или консульскими учреждениями иностранных государств в Италии. Такие акты должны быть легализованы (если иное не предусмотрено международным договором), а верность перевода на итальянский язык – засвидетельствована консульским учреждением соответствующего иностранного государства.

Компетентные органы, осуществляющие регистрацию рождения: отделы ЗАГС муниципалитетов и консульские учреждения Италии за рубежом.

Виды документов, выдаваемых в подтверждение регистрации рождения: выписка из записи акта о рождении, свидетельство о государственной регистрации записи акта о рождении, удостоверенная копия бумажной версии акта о рождении, хранящаяся в муниципалитете.

В Италии применяется единая практика регистрации рождения детей, в том числе имеющих по рождению гражданство иного государства. Не допускается выписка ребенка из роддома до момента составления записи акта о рождении в муниципалитете по территориальной компетенции.

Иностранные граждане, проживающие в Италии на законных основаниях, могут также обратиться в отдел ЗАГС в целях внесения сведений о регистрации актов гражданского состояния, составленных в отношении них иностранными полномочными органами или консульскими учреждениями иностранных государств в Италии, в итальянскую систему ЗАГС.

Повторный документ о рождении может быть истребован лично в отделе ЗАГС муниципалитета, через представителя по простой письменной доверенности, в электронном формате через специализированный интернет-портал https://www.anpr.interno.it (только при наличии сертифицированной электронной почты «Spid»), а также через РЗУ в результате истребования документа по запросу заявителя, проживающего на территории России.

Компетентные органы, осуществляющие регистрацию брака: отделы ЗАГС муниципалитетов и консульские учреждения Италии за рубежом.

Брачная правоспособность итальянских граждан наступает в возрасте 18 лет. В исключительных случаях при наличии решения суда брак может быть разрешен с 16 лет. Лицо, ранее расторгнувшее брак, не может вступить в новый ранее, чем через 300 дней с момента расторжения предыдущего. Срок может быть сокращен при наличии решения суда. Заключению брака предшествует публикация информации о намерении будущих супругов заключить брак. Для этого в отдел ЗАГС подается заявление с указанием сведений о брачующихся, месте их проживания и несостоянии в других браках. Брак может быть заключен не ранее, чем на четвертый день после публикации, и не позднее, чем через 180 дней после публикации.

С принятием закона от 20 мая 2016 г. № 76 «О гражданских союзах между людьми одного пола и регулировании правил сожительства» Италия пополнила список стран, официально признающих однополые союзы.

В соответствии со ст. 12 Декрета Президента Итальянской Республики от 3 февраля 2011 г. № 71 дипломатические представительства и консульские учреждения Италии имеют полномочия по регистрации заключения брака между гражданами Италии (либо т.н. смешанного брака) за рубежом. 

Итальянские КЗУ оказывают также содействие в передаче информации о составленном иностранными органами ЗАГС акте о заключении брака в отношении итальянского гражданина в органы ЗАГС Италии для последующего внесения в итальянскую систему ЗАГС (trascrizione). Эта процедура является бесплатной и доступна для всех граждан Италии, находящихся за рубежом. Для получения данной услуги необходимо представить в итальянское КЗУ соответствующее заявление, ксерокопии документов, удостоверяющих личности супругов, оригинал легализованного свидетельства о заключении брака.

Вид документа, оформляемый в подтверждение регистрации брака: выписка из записи акта о заключении брака, свидетельство о заключении брака, удостоверенная полная копия записи акта о заключении брака, хранящаяся в муниципалитете.

В соответствии со ст. 116 ГК Италии иностранные граждане могут заключить брак в Италии при условии предоставления в итальянский орган ЗАГС документ консульского учреждения государства гражданской принадлежности об отсутствии препятствий для вступления в брак (Nulla osta al matrimonio).

Повторный документ о регистрации брака может быть истребован лично в отделе ЗАГС муниципалитета по месту хранения соответствующей записи акта, через представителя по простой письменной доверенности, в электронном формате через специализированный интернет-портал https://www.anpr.interno.it (только при наличии сертифицированной электронной почты «Spid»), а также через РЗУ в результате истребования документа по запросу заявителя, проживающего на территории России.

Компетентные органы, осуществляющие регистрацию расторжения брака: отделы ЗАГС муниципалитетов и консульские учреждения Италии за рубежом.

Итальянские КЗУ оказывают также содействие в передаче информации о составленном иностранными органами ЗАГС акте о расторжении брака в отношении итальянского гражданина в органы ЗАГС Италии для последующего внесения в итальянскую систему ЗАГС (trascrizione). Эта процедура является бесплатной и гарантирована всем гражданам Италии, находящимся за рубежом. Для получения данной услуги необходимо представить в итальянское КЗУ заявление, ксерокопии документов, удостоверяющих личности супругов, оригинал легализованного свидетельства о расторжении брака.

Регистрация расторжения брака в форме составления отдельных записей актов гражданского состояния регистрации не производится – соответствующие данные вносятся только в запись акта о рождении и в ряде случае – о браке.

Вид документа, оформляемый в подтверждение регистрации расторжения брака: выписка из акта о рождении с информацией о расторжении брака, свидетельство о расторжении брака, удостоверенная полная копия акта о рождении, хранящаяся в муниципалитете, с информацией о расторжении брака.

Повторный документ о расторжении брака может быть истребован лично в отделе ЗАГС муниципалитета, через представителя по простой письменной доверенности, в электронном формате через специализированный интернет-портал https://www.anpr.interno.it (только при наличии сертифицированной электронной почты «Spid»), а также через РЗУ в результате истребования документа по запросу заявителя, проживающего на территории России.

Компетентные органы, осуществляющие регистрацию установления отцовства: отделы ЗАГС муниципалитетов по решению суда.

Регистрация установления отцовства в форме составления отдельных записей актов гражданского состояния не производится   соответствующие данные вносятся только в запись акта о рождении.

Вид документа, выдаваемый в подтверждение регистрации установления отцовства: решение суда, выписка из акта о рождении с информацией об установлении отцовства. Копию решения суда можно запросить лично в Канцелярии публикаций приговоров суда, вынесшего решение, а также через адвоката.

Документ (выписка из актовой записи о рождении), содержащий сведения об установлении отцовства, может быть истребован также лично в отделе ЗАГС муниципалитета, через представителя по простой письменной доверенности, в электронном формате через специализированный интернет-портал https://www.anpr.interno.it (только при наличии сертифицированной электронной почты «Spid»), а также через РЗУ в результате истребования документа по запросу заявителя, проживающего на территории России.

Нормы итальянского законодательства предусматривают возможность перемены имени и фамилии в исключительных случаях. Лицо, которое желает изменить имя или фамилию, должно представить мотивированный запрос префекту (начальник территориального отдела правительства, входящего в систему органов МВД Италии) по месту проживания. Не допускается изменение персональных данных на фамилии исторических личностей либо на фамилии семей, широко известных по месту регистрации акта о рождении заявителя или по месту его постоянного проживания, во избежание общественного заблуждения о происхождении заявителя.

В случае, если префект сочтет изложенные заявителем причины уважительными, издается указ с разрешением на публикацию запроса о перемене имени/фамилии на муниципальной доске общественных объявлений по месту его рождения или постоянного проживания. Минимальный срок для публикации – 10 дней подряд.

По сложившейся в Италии практике префект издает указ о перемене имени или фамилии, если по истечении 30 дней со дня публикации в его адрес не поступило письменных возражений. Соответствующие исправления в обязательном порядке вносятся в записи актов о рождении и о браке заявителя (вне зависимости от места их регистрации), а также в записи актов о рождении его детей. При перемене фамилии членами одной семьи достаточно одного указа. Правовые последствия, связанные с переменой имени или фамилии, наступают только после внесения сведений о соответствующем указе во все упомянутые записи актов гражданского состояния. 

Документ (выписка из записи акта о рождении), содержащий сведения о перемене имени и фамилии, может быть истребован также лично в отделе ЗАГС муниципалитета, через представителя по простой письменной доверенности, в электронном формате через специализированный интернет-портал https://www.anpr.interno.it (только при наличии сертифицированной электронной почты «Spid»), а также через РЗУ в результате истребования документа по запросу заявителя, проживающего на территории России.

Италия является активным участником процесса международного усыновления детей. В стране действует разветвленная сеть некоммерческих организаций (агентств), аккредитованных Комиссией по международному усыновлению при Аппарате Совета Министров Италии, оказывающих населению услуги в данной сфере.

Усыновление иностранных детей в Италии регламентируется как международным законодательством, например, Гаагской конвенцией о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г., так и национальным – Указом Председателя Совета Министров от 16 февраля 2018 г. о критериях назначения членов Комиссии по международному усыновлению, представляющих национальные семейные ассоциации, Законом от 19 октября 2015 г. № 173 о праве на преемственность эмоциональных отношений детей в приемных семьях, Законом от 4 мая 1983 г. № 184 о праве детей на семью.

Компетентные органы, осуществляющие регистрацию усыновления: органы ЗАГС Италии по решению суда. Запись акта об усыновлении составляется на основании решения суда по делам несовершеннолетних или суда общей юрисдикции. Запись акта об усыновлении вносится в запись акта о рождении родителей.

Вид документа, выдаваемый в подтверждение регистрации усыновления: решение суда. Копию решения суда можно запросить лично в Канцелярии публикаций приговоров суда, вынесшего решение, а также через адвоката.

Заявление о смерти подается сотруднику отдела ЗАГС супругом, сожителем умершего или уполномоченным лицом (например, сотрудником похоронного агентства) не позднее 24 часов с момента наступления смерти.

В случае наступления смерти в больнице обязанность по передаче этих сведений в отдел ЗАГС в течение 24 часов возложена на руководителя учреждения.

В запись акта о смерти вносятся сведения о месте, дате и времени смерти, фамилии, имени, дате и месте рождения умершего, его месте проживания, семейном положении, а также данные лица, обратившегося с заявлением о смерти.

Захоронение не может быть произведено без предварительного разрешения отдела ЗАГС, которое выдается на негербовой бумаге без взимания сборов. Такое разрешение может быть выдано не ранее 24 часов с момента наступления смерти и только после получения заключения патологоанатома.

Порядок кремирования регламентируется положениями Указа Президента Республики от 10 сентября 1990 г. № 285. Разрешение на кремирование выдается мэром города, на территории которого наступила смерть, при наличии удостоверенного при жизни соответствующего волеизъявления умершего, а при его отсутствии – согласия на кремирование (должно быть заверено нотариусом или уполномоченным госслужащим) со стороны супруга или другого ближайший родственник умершего. К просьбе о выдаче разрешения на кремирование прикладывается медицинская справка об отсутствии следов насильственной смерти. При этом подпись врача, выдавшего такую справку, должна быть заверена главой медучреждения. В случае внезапной или насильственной смерти разрешение на кремирование должно быть выдано судом.

В случае смерти в Италии иностранного гражданина отдел ЗАГС должен направить выписку из акта о смерти в МИД Италии для последующей передачи в консульское загранучреждение государства гражданской принадлежности скончавшегося (на практике такие сведения, как правило, передаются в иностранные консульства напрямую).

Компетентные органы, осуществляющие регистрацию смерти: отделы ЗАГС муниципалитетов и консульские учреждения Италии за рубежом.

Итальянские КЗУ оказывают также содействие в передаче информации о составленном иностранными органами ЗАГС акте о смерти в отношении итальянского гражданина в органы ЗАГС Италии для последующего внесения в итальянскую систему ЗАГС (trascrizione). Эта процедура является бесплатной и гарантирована всем гражданам Италии, находящимся за рубежом. Для получения данной услуги необходимо представить в итальянское КЗУ заявление, ксерокопии документов, удостоверяющих личности супругов, оригинал легализованного свидетельства о смерти. 

Повторный документ о смерти может быть истребован лично в отделе ЗАГС муниципалитета, через представителя по простой письменной доверенности, в электронном формате через специализированный интернет-портал https://www.anpr.interno.it (только при наличии сертифицированной электронной почты «Spid»), а также через РЗУ в результате истребования документа по запросу заявителя, проживающего на территории России.