Компетентные органы, осуществляющие регистрацию рождения: отделы ЗАГС муниципалитетов и консульские учреждения Италии за рубежом.
Виды документов, выдаваемых в подтверждение регистрации рождения: выписка из записи акта о рождении, свидетельство о государственной регистрации записи акта о рождении, удостоверенная копия бумажной версии акта о рождении, хранящаяся в муниципалитете.
В Италии применяется единая практика регистрации рождения детей, в том числе имеющих по рождению гражданство иного государства. Не допускается выписка ребенка из роддома до момента составления записи акта о рождении в муниципалитете по территориальной компетенции.
Иностранные граждане, проживающие в Италии на законных основаниях, могут также обратиться в отдел ЗАГС в целях внесения сведений о регистрации актов гражданского состояния, составленных в отношении них иностранными полномочными органами или консульскими учреждениями иностранных государств в Италии, в итальянскую систему ЗАГС.
Повторный документ о рождении может быть истребован лично в отделе ЗАГС муниципалитета, через представителя по простой письменной доверенности, в электронном формате через специализированный интернет-портал https://www.anpr.interno.it (только при наличии сертифицированной электронной почты «Spid»), а также через РЗУ в результате истребования документа по запросу заявителя, проживающего на территории России.
Компетентные органы, осуществляющие регистрацию брака: отделы ЗАГС муниципалитетов и консульские учреждения Италии за рубежом.
Брачная правоспособность итальянских граждан наступает в возрасте 18 лет. В исключительных случаях при наличии решения суда брак может быть разрешен с 16 лет. Лицо, ранее расторгнувшее брак, не может вступить в новый ранее, чем через 300 дней с момента расторжения предыдущего. Срок может быть сокращен при наличии решения суда. Заключению брака предшествует публикация информации о намерении будущих супругов заключить брак. Для этого в отдел ЗАГС подается заявление с указанием сведений о брачующихся, месте их проживания и несостоянии в других браках. Брак может быть заключен не ранее, чем на четвертый день после публикации, и не позднее, чем через 180 дней после публикации.
С принятием закона от 20 мая 2016 г. № 76 «О гражданских союзах между людьми одного пола и регулировании правил сожительства» Италия пополнила список стран, официально признающих однополые союзы.
В соответствии со ст. 12 Декрета Президента Итальянской Республики от 3 февраля 2011 г. № 71 дипломатические представительства и консульские учреждения Италии имеют полномочия по регистрации заключения брака между гражданами Италии (либо т.н. смешанного брака) за рубежом.
Итальянские КЗУ оказывают также содействие в передаче информации о составленном иностранными органами ЗАГС акте о заключении брака в отношении итальянского гражданина в органы ЗАГС Италии для последующего внесения в итальянскую систему ЗАГС (trascrizione). Эта процедура является бесплатной и доступна для всех граждан Италии, находящихся за рубежом. Для получения данной услуги необходимо представить в итальянское КЗУ соответствующее заявление, ксерокопии документов, удостоверяющих личности супругов, оригинал легализованного свидетельства о заключении брака.
Вид документа, оформляемый в подтверждение регистрации брака: выписка из записи акта о заключении брака, свидетельство о заключении брака, удостоверенная полная копия записи акта о заключении брака, хранящаяся в муниципалитете.
В соответствии со ст. 116 ГК Италии иностранные граждане могут заключить брак в Италии при условии предоставления в итальянский орган ЗАГС документ консульского учреждения государства гражданской принадлежности об отсутствии препятствий для вступления в брак (Nulla osta al matrimonio).
Повторный документ о регистрации брака может быть истребован лично в отделе ЗАГС муниципалитета по месту хранения соответствующей записи акта, через представителя по простой письменной доверенности, в электронном формате через специализированный интернет-портал https://www.anpr.interno.it (только при наличии сертифицированной электронной почты «Spid»), а также через РЗУ в результате истребования документа по запросу заявителя, проживающего на территории России.
Компетентные органы, осуществляющие регистрацию расторжения брака: отделы ЗАГС муниципалитетов и консульские учреждения Италии за рубежом.
Итальянские КЗУ оказывают также содействие в передаче информации о составленном иностранными органами ЗАГС акте о расторжении брака в отношении итальянского гражданина в органы ЗАГС Италии для последующего внесения в итальянскую систему ЗАГС (trascrizione). Эта процедура является бесплатной и гарантирована всем гражданам Италии, находящимся за рубежом. Для получения данной услуги необходимо представить в итальянское КЗУ заявление, ксерокопии документов, удостоверяющих личности супругов, оригинал легализованного свидетельства о расторжении брака.
Регистрация расторжения брака в форме составления отдельных записей актов гражданского состояния регистрации не производится – соответствующие данные вносятся только в запись акта о рождении и в ряде случае – о браке.
Вид документа, оформляемый в подтверждение регистрации расторжения брака: выписка из акта о рождении с информацией о расторжении брака, свидетельство о расторжении брака, удостоверенная полная копия акта о рождении, хранящаяся в муниципалитете, с информацией о расторжении брака.
Повторный документ о расторжении брака может быть истребован лично в отделе ЗАГС муниципалитета, через представителя по простой письменной доверенности, в электронном формате через специализированный интернет-портал https://www.anpr.interno.it (только при наличии сертифицированной электронной почты «Spid»), а также через РЗУ в результате истребования документа по запросу заявителя, проживающего на территории России.
Компетентные органы, осуществляющие регистрацию установления отцовства: отделы ЗАГС муниципалитетов по решению суда.
Регистрация установления отцовства в форме составления отдельных записей актов гражданского состояния не производится – соответствующие данные вносятся только в запись акта о рождении.
Вид документа, выдаваемый в подтверждение регистрации установления отцовства: решение суда, выписка из акта о рождении с информацией об установлении отцовства. Копию решения суда можно запросить лично в Канцелярии публикаций приговоров суда, вынесшего решение, а также через адвоката.
Документ (выписка из актовой записи о рождении), содержащий сведения об установлении отцовства, может быть истребован также лично в отделе ЗАГС муниципалитета, через представителя по простой письменной доверенности, в электронном формате через специализированный интернет-портал https://www.anpr.interno.it (только при наличии сертифицированной электронной почты «Spid»), а также через РЗУ в результате истребования документа по запросу заявителя, проживающего на территории России.
Нормы итальянского законодательства предусматривают возможность перемены имени и фамилии в исключительных случаях. Лицо, которое желает изменить имя или фамилию, должно представить мотивированный запрос префекту (начальник территориального отдела правительства, входящего в систему органов МВД Италии) по месту проживания. Не допускается изменение персональных данных на фамилии исторических личностей либо на фамилии семей, широко известных по месту регистрации акта о рождении заявителя или по месту его постоянного проживания, во избежание общественного заблуждения о происхождении заявителя.
В случае, если префект сочтет изложенные заявителем причины уважительными, издается указ с разрешением на публикацию запроса о перемене имени/фамилии на муниципальной доске общественных объявлений по месту его рождения или постоянного проживания. Минимальный срок для публикации – 10 дней подряд.
По сложившейся в Италии практике префект издает указ о перемене имени или фамилии, если по истечении 30 дней со дня публикации в его адрес не поступило письменных возражений. Соответствующие исправления в обязательном порядке вносятся в записи актов о рождении и о браке заявителя (вне зависимости от места их регистрации), а также в записи актов о рождении его детей. При перемене фамилии членами одной семьи достаточно одного указа. Правовые последствия, связанные с переменой имени или фамилии, наступают только после внесения сведений о соответствующем указе во все упомянутые записи актов гражданского состояния.
Документ (выписка из записи акта о рождении), содержащий сведения о перемене имени и фамилии, может быть истребован также лично в отделе ЗАГС муниципалитета, через представителя по простой письменной доверенности, в электронном формате через специализированный интернет-портал https://www.anpr.interno.it (только при наличии сертифицированной электронной почты «Spid»), а также через РЗУ в результате истребования документа по запросу заявителя, проживающего на территории России.
Италия является активным участником процесса международного усыновления детей. В стране действует разветвленная сеть некоммерческих организаций (агентств), аккредитованных Комиссией по международному усыновлению при Аппарате Совета Министров Италии, оказывающих населению услуги в данной сфере.
Усыновление иностранных детей в Италии регламентируется как международным законодательством, например, Гаагской конвенцией о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г., так и национальным – Указом Председателя Совета Министров от 16 февраля 2018 г. о критериях назначения членов Комиссии по международному усыновлению, представляющих национальные семейные ассоциации, Законом от 19 октября 2015 г. № 173 о праве на преемственность эмоциональных отношений детей в приемных семьях, Законом от 4 мая 1983 г. № 184 о праве детей на семью.
Компетентные органы, осуществляющие регистрацию усыновления: органы ЗАГС Италии по решению суда. Запись акта об усыновлении составляется на основании решения суда по делам несовершеннолетних или суда общей юрисдикции. Запись акта об усыновлении вносится в запись акта о рождении родителей.
Вид документа, выдаваемый в подтверждение регистрации усыновления: решение суда. Копию решения суда можно запросить лично в Канцелярии публикаций приговоров суда, вынесшего решение, а также через адвоката.
Заявление о смерти подается сотруднику отдела ЗАГС супругом, сожителем умершего или уполномоченным лицом (например, сотрудником похоронного агентства) не позднее 24 часов с момента наступления смерти.
В случае наступления смерти в больнице обязанность по передаче этих сведений в отдел ЗАГС в течение 24 часов возложена на руководителя учреждения.
В запись акта о смерти вносятся сведения о месте, дате и времени смерти, фамилии, имени, дате и месте рождения умершего, его месте проживания, семейном положении, а также данные лица, обратившегося с заявлением о смерти.
Захоронение не может быть произведено без предварительного разрешения отдела ЗАГС, которое выдается на негербовой бумаге без взимания сборов. Такое разрешение может быть выдано не ранее 24 часов с момента наступления смерти и только после получения заключения патологоанатома.
Порядок кремирования регламентируется положениями Указа Президента Республики от 10 сентября 1990 г. № 285. Разрешение на кремирование выдается мэром города, на территории которого наступила смерть, при наличии удостоверенного при жизни соответствующего волеизъявления умершего, а при его отсутствии – согласия на кремирование (должно быть заверено нотариусом или уполномоченным госслужащим) со стороны супруга или другого ближайший родственник умершего. К просьбе о выдаче разрешения на кремирование прикладывается медицинская справка об отсутствии следов насильственной смерти. При этом подпись врача, выдавшего такую справку, должна быть заверена главой медучреждения. В случае внезапной или насильственной смерти разрешение на кремирование должно быть выдано судом.
В случае смерти в Италии иностранного гражданина отдел ЗАГС должен направить выписку из акта о смерти в МИД Италии для последующей передачи в консульское загранучреждение государства гражданской принадлежности скончавшегося (на практике такие сведения, как правило, передаются в иностранные консульства напрямую).
Компетентные органы, осуществляющие регистрацию смерти: отделы ЗАГС муниципалитетов и консульские учреждения Италии за рубежом.
Итальянские КЗУ оказывают также содействие в передаче информации о составленном иностранными органами ЗАГС акте о смерти в отношении итальянского гражданина в органы ЗАГС Италии для последующего внесения в итальянскую систему ЗАГС (trascrizione). Эта процедура является бесплатной и гарантирована всем гражданам Италии, находящимся за рубежом. Для получения данной услуги необходимо представить в итальянское КЗУ заявление, ксерокопии документов, удостоверяющих личности супругов, оригинал легализованного свидетельства о смерти.
Повторный документ о смерти может быть истребован лично в отделе ЗАГС муниципалитета, через представителя по простой письменной доверенности, в электронном формате через специализированный интернет-портал https://www.anpr.interno.it (только при наличии сертифицированной электронной почты «Spid»), а также через РЗУ в результате истребования документа по запросу заявителя, проживающего на территории России.